Главная | Об авторе | Сборники | Поэтический словарь | Любимые авторы | Фотографии | Отзывы |
ОтзывыЕсли Вы хотите оставить своё мнение или отзыв об увиденном и прочитанном, жмите сюда , Светлана Мечтанова, 17 февраля 2010 г. Читаю "Ожеледь" по настроению, выборочно. Нравится не всё, но многое. Есть пронзительные до слез и близкие мне стихи. Жаль, что не умею так объёмно выражать свои чувства. Вчера был очередной экскурс в сборник: вернулась в январь, насладилась февралём, заглянула в март, побывала в своём и чужом городе, накачалась в пелене дождя, взметнулась в космос.... Спасибо. Дмитрий Чернышков о книге Светланы Боррэ «Ожеледь» В издательстве «Кедр» вышла первая книга стихов и лирической прозы Светланы Боррэ «Ожеледь». Признаюсь, это слово я впервые прочитал именно на обложке прекрасно выполненной книжки. Впрочем, рисунок говорил сам за себя: почерневший листочек под бисерной коркой ледяных шариков. «Ожеледь» - это три неравных по объёму части, при этом сохраняющих впечатление идейно-художественной целостности, что невозможно не отнести к несомненным достоинствам книги. А значит, сборник как промежуточный итог жизнетворчества автора состоялся. Главное, что порадовало в книжке, - большое количество умных и талантливых строчек на единицу площади. Центральная тема её – поиск, поиск то потерянного, то пока ещё не обретённого, перекличка с прошлым и перезвон с будущим. В то же время тематика С. Боррэ, как и у любого поэта, претендующего на оригинальность, вполне традиционна: любовь, философское осмысление мира, природа. На каждые несколько стихотворений приходится две-четыре строки, которые, встречаясь с глазами, прожигают сознание, вбирают в себя неповторимость авторского видения. Пронзительным жёлтым змеем («Пронзительным жёлтым змеем…») Отчего не сложилась? Что лирический герой хочет поведать миру? Ответ следует искать в другом месте, ибо сборник стихов – это диалог с «самим собой» на несколько голосов, когда одно стихотворение – это не ответна поставленный в нём же вопрос, а лишь повод искать его дальше, свыкаясь со смысловой многоцентричностью. Один из лейтмотивов книги – расставание. Как бы не был расцвечен души небосвод, («О куликах») Расставание – это отталкивание от прошлого, которое ещё не успело стать далёким. Человек ищет утешения – в работе, в новых впечатлениях и встречах. В водке, наконец. Но всё это тривиально. Талантливому же человеку приходится двигаться к совершенству, которое он, ко всему тому, понимает весьма по-своему. К этому обязывает его дар, который ищет оправдания собственной непохожести, и в поиске этом для самого себя устанавливает новую планку. Поэт не писать не может. Таи, пришелец, звёздный свет, («Их купол голубой – обман…») Однако на пути своём он вдвойне одинок, ибо, во-первых, не может идти по проторенной дорожке, а во-вторых, довольно редко встречает сочувствие «мукам творчества» со стороны окружающих. Обычно вокруг него создаётся некоторое духовное разрежение, что провоцирует человека отгородиться ещё больше, и так по всё более туго сворачивающейся спирали. От «кислородного голодания» кружится порой голова: «А кто вам сказал, что творчество – это муки?» Но факт остаётся фактом: не скем состязаться, потому что ты один по определению, а значит, почти обречён на бескорыстное участие в олимпийских играх духа. Найдите мне равных по силе, («Эго») Чувства непостоянны, а талант непреходящ, и он, пожалуй, единственное надёжное пристанище творца во времена духовной засухи. Я как невыросший цветок («нет слов, чтоб чувства объяснить…») В сборнике представлена и лирическая проза С. Боррэ. Особенно, по-моему, удачны миниатюры «Никогда» и «Подарок». Удалась концовка книги, где буквально через страницу попадаются прекрасные многострочия, щедро разбросанные рукой автора: «Просинь именем твоим играла…», «Губ твоих ласковая пристань…», «трясло и било, как перед расстрелом…», «Прикрой ресницы-протуберанцы…» Утратить можно многое, но надежда на лучшее живёт сегодняшним днём. Лирический герой сборника С. Боррэ с одинаковой лёгкостью перемещается по планетам, Вселенной, по городам и помещениям, но везде ищет одно: точку приложения своего таланта. И найти её тем тяжелее, чем яснее сознаёшь собственное предназначение – быть неповторимым. Человек замечателен тем, что в одно и то же время он желает слиться с миром и остаться в стороне от его суеты. Это и есть диалектика таланта, который, как нежный листочек поздней осенью, покрывается ожеледью: она клонит его книзу, но не может сломить. Б.С. (незамедлительный отзыв после прочтения сборника "Ожеледь") Вы очень злая девочка, Я с нежным трепетом листал страницы, Огнем любви пылают строки; Ваши печали и страдания, О, вы таинственны и сказочны, Да, время стёрло ту страницу, Теперь чужой я в вашем мире, Дина Сабынина (отзыв о книге С. Боррэ «Ожеледь») Начну с того, что критик из меня никудышный. Поэтому мой отзыв я скорее бы назвала «впечатлением от прочтения». Исходя из того, что пишем мы абсолютно по-разному, в разных поэтических стилях, читала я книгу «Ожеледь» с огромным интересом. Но, вероятно, по той же самой причине, мне порой было сложно понять смысл отдельных стихотворений. Некоторые стихи я уже читала раньше, либо слышала в исполнении автора, что я не могла не запомнить, так как читает Светлана тоже очень своеобразно, в одной ей присущей манере. Из разговора с автором знаю, что стихи, вошедшие в книгу, написаны в разные временные промежутки. Мне показалось это заметным. Думаю, сильнее и глубже написаны более поздние стихи. Есть, на мой взгляд, места, над которыми можно ещё поработать, но это можно найти в стихах многих авторов. Есть стихотворения, безусловно, интересные, а также отдельные строки-находки. Вот несколько примеров, пришедших мне на память: «Дочерна стянуло сумерки звёздным поясом…», «…Барханы облаков заката…», «мы крылья одинокого дождя…», «…Скулит ветрами нрав ноября,,,» или такие строки:
«…Стекала синь по щекам гор «Чувства – моё горючее, Потому я такая живучая…», «…В грусть облаков тонким дождём – Не достучаться…» Ещё мне понравилось четверостишие:
«Земного века не хватает на прозренье, Но особое впечатление на меня произвели короткие лирические произведения. Особенно понравились «Никогда» и «У водопада». Красиво, необычно, глубоко и всё это уложилось в такой небольшой текст. Признаюсь, я даже загорелась желанием написать что-то в той же манере. Правда у меня получилась более длинная вещь. Меня всегда побуждает к творчеству прочтение произведений, написанных живо и талантливо. Считаю, что книга удалась. Очень интересно подобрано оформление обложки и название тут Света тоже оригинальна). Вообще, каждый раз, слушая автора с яркой индивидуальностью, не похожего на других (а таких у нас немало), очень радуюсь за литобъединение. Хочется сказать: «В добрый путь, СКИФовцы!» |
Заказать сборник |
|
[ Наверх ] |