Главная | Об авторе | Сборники | Поэтический словарь | Любимые авторы | Фотографии | Отзывы |
ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬАкцентный стих, или ударник - форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений. Аллитерационный стих - преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов. Аллитерация - повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха. Амфибрахий – (греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный. Анаколуф – синтаксическая несогласованность членов предложения. Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударения. Анапест – (от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный. Анафора – (греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." Антитеза – (от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!") Аритмия – нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений. Ассонанс – (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое. Астрофичность – свободное расположение рифмованных метрических стихов. Белый стих – нерифмованный метрический стих. Буколика – общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия. Былинный стих – тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:
Венок сонетов – поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала. Верлибр – (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока) Вирши – первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой. Внутренняя рифма – созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов. Вольный стих – обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы. Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским. Дактиль – (греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.) Двустишье – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Девяти-десятистишье (децима) – виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки. Дипиррихий – двойной пиррихий. Диссонанс – неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают. Дифирамб –
Долгий слог – в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море. Доля, или такт – сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой. Дольник – русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов. Звукопись – фонетическая инструментовка стиха. Идиллия –
Инверсия ритмическая – несовпадение ударного слога с метрическим акцентом. Инверсия синтаксическая – неправильный порядок расположения членов предложения. Интонация поэтическая – средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации. Катрен – четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки. Клаузула – (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:
Кольцо – звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции. Константный ритм – ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом. Краткий слог – слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море. Лимерики – особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая). Магистрал – заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов. Метр –
Метрика –
Многосоюзие – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. Монорим – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой. Напевный стих – один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный. Народный стих – тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни). Одиннадцатисложник – силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога. Октава – восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс. Опорный согласный – согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой. Параллелизм – в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме. Парцелляция – интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.") Пастораль – жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием. Пауза – перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура. Пентаметр – в античном стихосложении пятистопный дактиль оригинальной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха. Перенос – несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые. Пиррихий – стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Поэзия –
Поэтика – наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их. Поэтическая этимология – двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле. Проклитика – перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово. Раешный стих – дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением. Рефрен – повторение стиха или группы стихов в конце строфы. Ритм – периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки. Ритмика –
Ритмическая проза – фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью. Рифма –
(от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.
Рубаи – четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб. Сицилиана – восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб. Словораздел – граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами. Слог – единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении. Сонет – четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья. Спондей – 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов; 2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов. Стих – ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически. Стиховедение – отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений. Стихосложение – искусство ритмической организации художественной речи.
Стопа – единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях. Строфа – группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.
Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое. Стык – звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений. Тактовик – тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху. Терцет – трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д. Терцина – трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС. Трибрахий –
Тринадцатисложник – силлабо-тонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога. Триолет – восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе. Ударник – акцентный стих. Фигурные стихи – стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры. Фоника –
Хиазм – синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности. Хокку (хайку) – нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5. Холостой стих – нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой. Хорей – (о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный. Цезура – словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья. Четверостишье – строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки. Эллипсис –
Энклитика – перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое. Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце стихов. Эхо-рифма – парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего. Ямб – (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в.), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в.). Этот краткий словарь составлен на основе поэтического словаря А.П. Квятковского и содержит информацию по основному разделу теории литературы — поэтике. Науке, которая изучает выразительные средства, жанры и формы поэзии и прозы. |
|
[ Наверх ] |