Главная | Об авторе | Сборники | Поэтический словарь | Любимые авторы | Фотографии | Отзывы |
РЕЦЕНЗИЯ на книгу Людмилы Белоусовой «По тонкому лучу воспоминаний»
Словно разверзнулись хляби небесные,
то неопределённо-размашистым:
Мне совершить великое что-то
Как играющий солнечный зайчик притягивает взгляд весеннее, лёгкое и тёплое стихотворение «Одуванчик».
Ох, надену-ка я шапку-ушаночку, или Стоит и ветки в реченьке Своеобразны концовки стихов, которые отлиты в форму ощущений «я есть»: Вот и я с утра пою! * * * Автор ищет целостности мира, но так и не находит. Между настойчивым желанием и возможностью воплотиться через слово в стихе – огромное расстояние, и автор, осилив этот путь, так и не осознаёт, куда же она пришла, куда предстоит идти и взывает о помощи:
Пишу и пишу стихотворения * * * Противоречивость автора ощущается нелёгкой ношей в её поэтическом опыте; с одной стороны – способность нападать, а на другом полюсе – боль, растерянность и беспомощность: Четвертуя себя и жалуя, * * * Ощущается и противоречивость в осознании «самой себя»: «Жить с собой не в ладу – не гоже!»; в других стихах автор то хочет убежать от самой себя, то хочет быть самой собой, а то и сомневается: «А может, я сама не своя?» Будничность, обыденность зарисовок питает традиционную манеру изложения мыслей: Авангардом не грешу – Но наравне с традиционными соседствуют стихи, обусловленные детскостью восприятия. В стихотворении «Рейс «Москва - Кызыл» это усиливается грамматическим перебросом строки, подчёркивающей обилие впечатлений, которые не умещаются в одну поэтическую, стихотворную: Что много тысяч метров подо мной, Финал стихотворения – успокоение, отвлечение «ребёнка» в авторе на получение реального удовольствия от чупа-чупса: Нам «Каберне» и завтрак подадут, Зрелый же автор в своих стихах занимает твёрдую позицию, выстроенную на крепко сколоченных, устойчивых словосочетаниях: «житейской лодкою правя», «в вечной борьбе», «прочь от зелёной тоски» ( стихотворение «Не урони свою память»); «шум дубрав», «ручейка журчанье», «ковылей шуршанье» (стихотворение «Родной язык»). Выражая любовь к Родине, хочется верить не в простое недовольство автора погодными условиями, которые она терпит, а в иносказательность образа Родины: И не любить возможно было –
любила я. Страх за судьбу планеты и неравнодушность к ней звучит в стихе «Жаждущие пыльные акации…», только почему-то волей автора декорации из театра перенесены «на театр». Большинство стихов Людмилы Белоусовой не отличаются напряжением или концентрацией мысли: небольшие, но не лаконичные. Несмотря на разбиение книги на главы, пришлось по крупицам собирать тот заряд, которым обладает автор, и который рассосредоточен в стихах, чтобы «… разглядеть в некрасивости неприметную красоту… ». Мир живописца гораздо ярче и насыщеннее, чем мир скульптора. Белоусова – стихотворный скульптор, её стихи рельефны, но неподвижны, несмотря на обилие глаголов, которые должны давать динамичность, развитие действия; они зиждутся на уверенной позиции личностного «я». В отдельных стихотворениях автор не пускает в свой мир, не даёт возможности сопереживать ему, созерцать вместе с ним, отгораживаясь от читателя ширмой отсутствия определений, предоставляя тем самым последнему полную свободу воображения: «А за речкой – такие дали!»; Стихи Белоусовой узнаваемы. Своеобразие их в том, что последняя строка (концовка) в подавляющем большинстве стихов спускает сюжет по нисходящей - обычно это открытая фраза, живущая самостоятельно и именно там, где должно быть завершение мысли, финал, который работает на всё предыдущее содержание стиха. Например: «Дописав, исчезну я», «Как не заскучать?», «Бог уберёг, не свернула шею», «Да, зеркало уже не льстит», «Господи! Как бы уснуть?!», «О, Боже! Как хочется жить!», «Не остуди свою память», «Но не проходит жажда», «Но не внемлет человек» и др. Вводит в смятение шаткая авторская позиция при упоминании Бога, Всевышнего (наличие веры при неумении помолиться?): «Простит ли нас Всевышний?», «Не дай упасть, помоги, о, Боже!», «И вдохновение Всевышний мне ниспошлёт…» и «…если б я умела, помолилась…» Размышления автора, попытка определить «Отчего растут стихи?» неожиданно раскрывает самокритичность автора в созданном образе стихов, как цветов «с ароматом без названия», которые прорастают сорной непритязательной травой несмотря ни на что: Хороши или плохи – Ирония на пике анекдотичности звучит в стихотворении «Ужели предки наши – эти звери?» Строки, врачующие душу не только автора, но и читателя, обладают внутренним потенциалом; в них стремление жить назло и вопреки ударам судьбы: Ты пришла абсолютно нежданно, * * * Читая трогательное начало стихотворения «Весна», ощущаешь движение сока по ветвям деревьев: Ты слышишь – потрескивают ветки? Вкрадчиво-неслышное рождение дня и пробуждающейся весны несут строки: Раннее утро крадётся * * * Автор поэтизирует не только природу, но и тяжёлые прозаические моменты жизни, поэтому в стихах присутствуют вкрапления «полыни с горчинкой» в негодующе-обличительных строках: «мутное пойло твоих фонарей подслеповатых», «пьяный смрад». Завершает книгу Людмилы Белоусовой запоминающееся стихотворение-память о судьбе отца. Хотелось бы, чтобы тонкий луч воспоминаний, сконцентрировавшись в книге автора, смог проникнуть в сердце и душу читателя, как это искреннее четверостишие: Когда огнём прожгут виски Светлана Боррэ |
|
[ Наверх ] |