Главная | Об авторе | Сборники | Поэтический словарь | Любимые авторы | Фотографии | Отзывы |
О СИЛЛАБО-ТОНИКЕДревнерусская книжность не знала стихотворства. Лишь в 17 в. начинает развиваться литературный стих. В нём отчётливо прослеживается две различные струи. Одна – анонимная демократическая поэзия, опирающаяся на фольклор. Один её вид восходит к исторической песне, духовному стиху – это преимущественно 3-х ударный тактовик, в котором рифма появляется время от времени как следствие синтаксического параллелизма, но организующей роли не играет. Другой вид, в сатирических произведениях восходит к скоморошьим прибауткам, раёшному стиху. Это стих рифмованный, со смежной рифмой, причём рифмующаяся пара всегда составляет синтаксическое единство и писалась в одну строку. Созвучие может быть и точным (попом – дураком), и весьма отдалённым (сделалося – учинилося); точная рифма – частный случай допустимого созвучия. Количество ударений в стихе непостоянно, как и слоговой объём. Традицию именно такого стиха подхватил Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде». Другая струя – поэзия книжников, просвещённых людей, преимущественно духовенства. Их произведения большей частью дидактичны, связаны с церковной культурой или же являются стихотворными посланиями. Примыкают к ним по содержанию и произведения образованных «мирян». Ранний стих 17 в. имеет черты сходства с раёшным стихом: это стих фразовый, со смежной рифмой и тесной синтаксической связью рифмующихся пар. Рифма почти всегда грамматическая, как следствие синтаксического параллелизма, созвучие может быть приблизительным. Количество ударений и слогов в стихе тоже неопределённо. Во второй половине 17 в. трудами Симеона Полоцкого утверждается силлабическая система стихосложения, главный признак которой – равносложность стихов. Наиболее употребительные размеры – цезурованные 13-сложник (7+6) и 11-сложник (5+6). Реже встречаются 8-сложник и др. размеры. Как мог на три четверти столетия утвердиться силлабический стих с неопределённым количеством ударений? Наиболее правдоподобной представляется гипотеза Б.В. Томашевского: большинство стихотворцев – лица духовные; вероятно, стихи декламировались на лад обычного при богослужении речитатива, в котором слоги выравниваются по силе произношения и сходит на нет различие между ударными и безударными. С таким особым стилем произношения стихов связаны разноударные рифмы: себе – по потребе, научится – родится, глаголати – рассуждати. Однако под влиянием польской поэзии, в которой силлабика утвердилась с 16 в., преобладает женская рифма. Сохраняется грамматическая рифма. Синтаксическая связь рифмующихся стихов подчёркивается графикой: первый стих писался с прописной буквы, второй, рифмующийся – со строчной и с отступом. Популярны были акростихи. В первой трети 18 в. силлабика достигает вершины своего развития и претерпевает кризис. Новое светское содержание приходит в противоречие с церковно-речитативной декламацией. В поэзии Кантемира русский силлабический стих достиг вершины и на этом прекратился. Стопной теории и практики Тредиаковского он не принял, упорядочив лишь ударения перед цезурой. В разных языках различные системы стихосложения развиваются в различной степени в зависимости от фонетического строя языка. Так, русское народное и раннее литературное стихосложение было тоническим. Это общий родовой признак русского стиха. В нём основой ритмичности является более или менее урегулированное чередование качественно неравноправных ударных и безударных слогов, при этом главенствующее положение принадлежит ударным. В 17 в. было усвоено силлабическое стихосложение. В 18 в. - силлабо-тоническое. В 20 в. рядом с ним возрождается чисто-тоническое. Самая строгая форма тонического стиха – силлабо-тонический стих, его противоположность – акцентный, самая свободная форма, чисто тонический, в котором урегулировано, и то не всегда строго, только расположение ударных слогов, а количество безударных между ними произвольно. Между тоническим и акцентным ряд переходных форм (дольник, тактовик). В силлабо-тоническом учитывается число и расположение ударений Дольник – промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением. Стих, в котором объём слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов. В русской поэзии широко употребителен с начала ХХ в. «Чёрный ворон в сумраке снежном» А. Блок Основной признак дольников: интервалы между иктами («икт» - сильное место) переменны, то 2 слога, то 1,обычно с преобладанием 2-х сложных, что создаёт ощутимую инерцию 3-хсложников. Встречаются дольники как с постоянной, так и переменной анакрузой.
Общая схема дольников: 2/0 _2/1_2/1-(2/0) Формы урегулированного дольника, в которых отступления отсутствуют или немногочисленны:
«есенинский» I У озёрных грустил берегов _2_2_ чистый 3-х сложник Заметим, что знак ударения стоит только на последнем икте; это значит, что, как и в силлабо-тонике, ударения на всех сильных слогах, кроме последнего, могут пропускаться. К вышеуказанным формам дольника следует добавить дольник неурегулированный, в котором не столь редки междуударные интервалы в 3 или 0 слогов (Блок, Есенин, Маяковский). Это переходная форма к тактовику. Тактовик – промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением. Стих, в котором объём слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1-3 слогов. В русской метрике употребителен с начала ХХ в. «Спокойно трубку докурил до конца, 1_1_3_2_
Общая его формула …_3/1_ 3/1_ Реже встречается другой тип:
«Дней бык пег, _0_0_ Его общая формула …_2/0_2/0_ Наконец, встречается тактовики с расшатанной основой, в которых попадаются строки и с 3-х сложными и с нулевыми интервалами, а изредка и с 4-х сложными – это уже переходная форма к самой свободной форме – акцентному стиху. Поэтика – в широком смысле – теория литературы, в узком – исследование поэтического языка или художественной речи. Исследует законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов и направлений. Тропы (греч. оборот речи, поворот) – в стилистике и поэтике употребление слова в образном смысле, различные способы словопреобразований (от слова к образу), при котором происходит сдвиг в семантике слова от его прямого значения к переносному. Тропы закрепляют в слове особенности индивидуального восприятия реальности и являются важным элементом художественного мышления. На соотношении прямого и переносного значений слова строятся три вида троп: метафора – соотношение по сходству, оксюморон – по контрасту, метонимия – по смежности. Метафора – троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»). Метонимия – троп, замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»). Синекдоха – вид метонимии. Название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот («пропала моя головушка» вместо «я пропал»). Литота – 1) троп, отрицание признака, не свойственного объекту, т.е. своего рода «отрицание отрицания», дающее в итоге формально равнозначное положительному, но фактически ослабленное утверждение («небесполезный»). 2) троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение «мужичок с ноготок». Гипербола – троп, намеренное преувеличение «реки крови». Эпитет – троп, образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения («чистое поле», «парус одинокий»). Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например, анафора, эпифора, симплока, эллипс, амплификация, антитеза, оксюморон, парцелляция, параллелизм, градация, инверсия, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, умолчание. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы, например, солецизм «сколько время?». Смысл высказывания не нарушается. Анафора (греч. «вынесение вверх») – повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).
Эпифора ( греч. «повторение») – фигура, противоположная анафоре. Повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры – рифма. Симплока (греч. «сплетение») – фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце. Часто совпадает с параллелизмом.
Параллелизм – структурно подчёркнутая соотнесённость сходно расположенных или тождественных элементов речи в смежных частях текста.
Эллипс (выпадение, опущение)– пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. «Не тут то (было). Море не горит». – Крылов Амплификация (лат. расширение) – нагнетение в тексте синонимических тропов или повторяющихся однородных конструкций (слов). «Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал» М.Ю. Лермонтов Антитеза (греч. противоположение)– со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!» Г. Державин Оксюморон (греч. остроумно-глупое) – сочетание противоположных по значению слов. «живой труп» - Л. Толстой, «жар холодных чисел» - А. Блок Парцелляция – экспрессивный синтаксический приём: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. «И снова. Гулливер. Стоит. Ссутулясь.» П.Г. Антокольский Градация – последовательное нагнетение или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.
Инверсия (лат.-перестановка) – изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение; используется обычно для выделения того или иного элемента предложения или для придания предложению особого смысла. Бессоюзие (ассиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. Многосоюзие (полисиндетон) – такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом. Хиазм – крестообразное расположение в виде греческой буквы «хи», вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке. «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть» Катахреза (греч. злоупотребление) – необычное или ошибочное сочетание слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений: «зелёный шум», «есть глазами». Ср. оксюморон |
|
[ Наверх ] |