Главная Об авторе Сборники Поэтический словарь Любимые авторы Фотографии Отзывы


Используются технологии uCoz

ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Акцентный стих, или ударник - форма тонического стихосложения; стих, в котором регулируется только число ударений.

Аллитерационный стих - преимущественно акцентный стих с системой обязательных (в зависимости от национальной традиции) звуковых повторов.

Аллитерация - повторение согласных звуков, чаще в начале слов; является организующим элементом стиха.

Амфибрахий – (греч. amphibrachys, буквально - с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге (например: "Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия - 4-х и 3-х стопный.

Анаколуф – синтаксическая несогласованность членов предложения.

Анакруза – безударные слоги в начале стиха до первого ударения.

Анапест – (от греч. anapaistos - обратный дактилю, буквально - отраженный назад), стихотворный метр, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на третьем слоге; на начальном слоге строки часто сверхсистемное ударение (например: "Там, в ночнОй завывАющей стУже"). Наиболее употребимые размеры русского силлабо-тонического анапеста - 4-х и 3-х стопный.

Анафора – (греч. anaphora, буквально - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..."

Антитеза – (от греческого antithesis - противоположение) стилистическая фигура; со- или противопоставление контрастных понятий, положений, образов. ("Я - царь, - я раб, - я червь, - я бог!")

Аритмия – нарушение ритмической правильности в стихе. См. ритмическая инверсия, сдвиг ударений.

Ассонанс – (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме (например: "огромность - опомнюсь", "грусть - озарюсь"). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное стихосложение, на точной рифме - более новое.

Астрофичность – свободное расположение рифмованных метрических стихов.

Белый стих – нерифмованный метрический стих.

Буколика – общее название двух часто смешиваемых родов античной "пастушеской" поэзии - эклоги и идиллии. Происходит от заглавия цикла стихов Виргилия.

Былинный стих – тонический стих, которым создавались русские эпические песни-сказания о богатырях и народных героях. Различают формы былинного стиха:

  • фразовик - дисметрический интонационно-фразовый свободный стих;
  • тактовик - метризованный интонационно-тактовый стих;
  • акцентный стих - чаще всего трехударный с одно-двусложной анакрузой и двух-трехсложной клаузулой, с объемом межударных интервалов от одного до трех слогов.

Венок сонетов – поэма из пятнадцати сонетов, последний из которых - магистральный, т.е. основной: каждая его строка представляет собой первую строку всех предшествующих ему сонетов; каждый из сонетов начинается с соответствующей строки магистрала и заканчивается следующей по счету строкой магистрала.

Верлибр – (франц. vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.) В новоевропейской поэзии - с конца 18 века, широко - с начала 20 века. В русской поэзии разработан меньше. ("Она пришла с мороза…" А. Блока)

Вирши – первоначально - духовные, а затем и светские стихи в России 16-18 веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой.

Внутренняя рифма – созвучия слов внутри стиха или в середине смежных стихов.

Вольный стих – обычно ямбические неравносложные рифмованные стихи, не объединяющиеся в строфы.

Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским и затем Н.И. Гнедичем и В.А. Жуковским.

Дактиль – (греч. daktylos, буквально - палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопамис сильным местомна 1-м слоге стопы (например: "ВЫрыта зАступом Яма глубОкая"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля - 2-стопный (18 в.), 4-и 3-стопный (19-20 в.в.)

Двустишье – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши.

Девяти-десятистишье (децима) – виды строф из (соответственно) девяти, десяти стихов с разнообразными системами рифмовки.

Дипиррихий – двойной пиррихий.

Диссонанс – неточная рифма, в которой не совпадают ударные гласные, а послеударные звуки совпадают.

Дифирамб

  1. Первоначально - хоровая культовая песнь в честь бога Диониса. Позднее - литературная форма, близкая к гимну и оде.
  2. Преувеличенная похвала.

Долгий слог – в античном стихосложении слог двойной длительности, равный двум морам, в отличие от краткого, равного одной море.

Доля, или такт – сочетание сильных и слабых мест, единица соизмеримости стихов в размерах, промежуточных между силлабо-тоникой и чистой тоникой.

Дольник – русский стихотворный размер, переходный от силлабо-тоники к чистой тонике. В отличие от силлабо-тонических стихов, междуударный интервал не постоянный, колеблется в диапазоне одного-двух слогов.

Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.

Идиллия

  1. В античности - поэтический жанр, изображение мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы.
  2. ироническое - мирное беззаботное существование.

Инверсия ритмическая – несовпадение ударного слога с метрическим акцентом.

Инверсия синтаксическая – неправильный порядок расположения членов предложения.

Интонация поэтическая – средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

Катрен – четверостишье с законченной мыслью и - чаще всего - с опоясывающей системой рифмовки.

Клаузула – (лат. clausula - заключение), окончание стиха или прозаического колона; начиная с последнего ударения, по числу слогов различаются:

  • мужская - огневой
  • женская - огневою
  • дактилическая - огневеющей
  • гипердактилическая - огневеющею

Кольцо – звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции.

Константный ритм – ритм, создающийся в результате постоянного совпадения ударного слога с метрическим акцентом.

Краткий слог – слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.

Лимерики – особая стихотворная форма, состоящая из 5 строк и имеющая жесткую схему рифмовки (а-а-б-б-а), размера и сюжета (обычно юмористическая).

Магистрал – заключительный в венке сонетов, состоящий из первых стихов четырнадцати предшествующих ему сонетов.

Метр

  1. В античном понимании - длительность звучания стопы;
  2. Основа звукового ритма стиха, дающая возможность предсказать появление определенных звуковых элементов на определенных позициях.

Метрика

  1. Совокупность правил строения стиха, сложившихся в той или иной системе стихосложения;
  2. Учение о строении стихотворной строки, о системах стихосложения, о стихотворных метрах и размерах.

Многосоюзие – избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.

Монорим – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой.

Напевный стих – один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Встречаются три вида напевного стиха: куплетный, песенный, романсный.

Народный стих – тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

Одиннадцатисложник – силлабический стих, состоящий из одиннадцати слогов с цезурой после пятого слога.

Октава – восьмистишная строфа с системой рифмовки абабабсс.

Опорный согласный – согласный звук, который стоит перед ударным гласным и входит в состав ударного слога; делает рифму глубокой.

Параллелизм – в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Наряду со словесно-образным, или синтаксическим параллелизмом ("В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут"; см. также антитеза, хиазм) говорят о ритмическом, словесно-звуковом и композиционном параллелизме.

Парцелляция – интонационно-стилистическая фигура, состоящая в обособлении отдельных частей или слов фразы в качестве самостоятельных предложений. (Например: "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.")

Пастораль – жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-17 в.в., связанная с идиллическим мировосприятием.

Пауза – перерыв в течении речи; делятся на логические и ритмические (только в стихотворной речи), могут носить метрический характер; структурно-ритмические паузы бывают конечными - показывают границу стиха - и внутренними - цезура.

Пентаметр – в античном стихосложении пятистопный дактиль оригинальной организации: две стопы дактиля + долгий слог - цезура - две стопы дактиля + долгий слог. Обычно входит в состав элегического дистиха.

Перенос – несовпадение интонационно-логического и метрического членения в стихотворной речи, ведущее к переносу фразы в следующий стих и изменению конечной стиховой паузы. переносы делятся на стиховые, строфические и слоговые.

Пиррихий – стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов.

Поэзия

  1. До середины 19 в. - вся художественная литература в отличие от нехудожественной.
  2. Стихотворное произведение в отличие от художественной прозы. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

Поэтика – наука о структурных формах художественных произведений и исторических законах изменения их.

Поэтическая этимология – двойной или тройной звуковой параллелизм, состоящий в повторении фонетически близких слогов, что расширяет ассоциативное поле.

Проклитика – перенос ударения с предыдущего слова на последующее, вследствие чего эти слова произносятся как одно слово.

Раешный стих – дисметрический русский народный стих смежной рифмовки, определяемый интонационно-фразовым членением.

Рефрен – повторение стиха или группы стихов в конце строфы.

Ритм – периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.

Ритмика

  1. Отдел стиховедения, смежный с метрикой, изучающей законы строения стихотворной строки, ее ритмические варианты;
  2. Cистема ритмических вариаций стихов того или иного поэта, эпохи, культуры.

Ритмическая проза – фонетически организованная проза с ощутимой ритмической упорядоченностью.

Рифма – (от греч. rhythmos - складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т.н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 в.в.
По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т.д.;
по месту ударения - мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула);
по точности созвучия - точные (белый-смелый), приблизительные (белый-смелом), неточные (я-меня, пламя-память, неведомо-следом);
по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые и бедные;
по лексическим и грамматическим признакам - однородные (например, глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.;
по взаимному расположению рифмующихся строк - смежные, перекрестные, охватные, смешанные, двойные, тройные и т.д.

  • бедная рифма - созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им звуков
  • богатая рифма- полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному; бывает глубокой, когда совпадают опорные согласные и звуки, им предшествующие, а также проникающей, когда совпадают еще и звуки в словах, предшествующих основным рифмующимся
  • каламбурная рифма - точные, часто составные и проникающие, построенные на игре слов в результате полисемии, омонимии, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта
  • конечная рифма - звуковой повтор, соединяющий окончания стихов
  • начальная рифма - звуковой повтор, соединяющий начальные слова стиха
  • неравносложная рифма- звуковой повтор клаузул, разных по слоговому объему
  • омонимическая рифма- рифма, составленная из омонимов
  • опоясывающая рифма- или охватная, или кольцевая - система рифмовки авва, а – опоясывающая
  • перекрестная рифма- система рифмовки авав
  • составная рифма - совпадающие по звучанию клаузулы стихов, составленные из нескольких слов
  • тавтологическая рифма - повтор слова в конце стихов
  • усеченная рифма - рифма с лишним согласным на конце одного из составляющих ее слов

Рубаи – четверостишья в восточной поэзии с рифмовкой ааба, или аааа, реже абаб.

Сицилиана – восьмистишие с перекрестной рифмой абабабаб.

Словораздел – граница между словами в стихе. Постоянное совпадение словораздела со стопой придает стиху монотонность. Например, у Маяковского сила словораздела фиксируется дополнительными графическими приемами.

Слог – единица соизмеримости стихов в силлабическом стихосложении.

Сонет – четырнадцатистишье, состоящее из двух катренов и двух терцетов или из трех четверостиший и одного двустишья.

Спондей – 1) в античном стихосложении стопа, состоящая из двух долгих слогов; 2) в силлабо-тонике - из двух ударных слогов.

Стих – ритмическая единица стихотворной речи, сопоставимая и соизмеряемая с другими по своим фонетическим признакам; как правило, выделена графически.

Стиховедение – отдел поэтики, изучающий структурные формы стихотворных произведений.

Стихосложение – искусство ритмической организации художественной речи.

  • метрическое стихосложение- (или античное, или количественное) - основано на соизмеримости строк по длительности звучания; употребляется обычно в языках с долготой и краткостью гласных, имеющей смыслоразличительное значение: в древнегреческом, латинском, древнеарабском, персидском и др.
  • силлабическое стихосложение- основано на соизмеримости стихов по числу слогов, характерно для языков с закрепленным слабым ударением (восточной группы индоевропейских языков: ряда древнеславянских, романских и др.); основными размерами были восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложники
  • силлабо-тоническое стихосложение- слого-ударное, основанное на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов
  • тоническое стихосложение - основано на соизмеримости стихов по числу ударений, т.е. полнозначных слов; количество безударных слогов между ними произвольное; преобладает в говорном стихе, характерно для зыков с сильным незакрепленным ударением

Стопа – единица соизмеримости строк в античном и силлабо-тоническом стихосложениях.

Строфа – группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.

  • королевская строфа - семистишье, система рифмовки АББААВВ
  • одическая строфа- десятистишье, система рифмовки АБАБССДЕЕД
  • спенсерова строфа - девятистишье, представляющее собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха
  • онегинская строфа- четырнадцатистишье, система рифмовки АБАБВВГГДЕЕДЖЖ

Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов и композиционно законченное целое.

Стык – звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф, предложений.

Тактовик – тонический стих, в котором объем междуударных итервалов колеблется от 0-1 до 2-3 слогов; стих, переходный от дольника к акцентному стиху.

Терцет – трехстишье с видами рифмовки: ААА или ААБВВСДДГ и т.д.

Терцина – трехстишье с рифмами АБА БСБ СДС.

Трибрахий

  1. античная стопа из трех коротких слогов;
  2. в силлабо-тонике ослабленная стопа (безударная) в трехсложных размерах.

Тринадцатисложник – силлабо-тонический размер из тринадцати слогов с женской клаузулой и цезурой после седьмого слога.

Триолет – восьмистишье, в котором первое двустишье повторяется в конце строфы, а первый стих в четвертом стихе.

Ударник – акцентный стих.

Фигурные стихи – стихотворение графически оформленные так, что приобретают очертания какой-либо фигуры.

Фоника

  1. звуковая организация речи;
  2. область стихосложения, изучающая звуковую организацию речи.

Хиазм – синтаксический параллелизм, в котором вторая часть строится в обратной последовательности.

Хокку (хайку) – нерифмованное трехстишье японской поэзии, состоящее из 17 слогов: 5-7-5.

Холостой стих – нерифмованная стихотворная строка, выделяющаяся на фоне других, рифмующихся между собой.

Хорей – (о греческого choreios, буквально - плясовой) стихотворный метр с сильными местами в нечетных слогах стиха. Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея - 4-6 стопный, с середины XIX в. пятистопный.

Цезура – словораздел, постоянная внутренняя структурная пауза, расчленяющая стих на два полустишья.

Четверостишье – строфа из четырех стихов с разными видами рифмовки.

Эллипсис

  1. пропуск подразумеваемого слова;
  2. замена сказуемого междометием.

Энклитика – перенос ударения на предшествующее слово так, что слова произносятся как целое.

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце стихов.

Эхо-рифма – парная рифмовка в пределах стиха, на конце его, когда второе слово повторяет последние слоги предшествующего.

Ямб – (от греческого iambos) стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры - четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), пятистопный (лирика и драмы XIX-XX в.в.), вольный разностопный (басни XVIII-XIX в.в., комедия XIX в.).

Этот краткий словарь составлен на основе поэтического словаря А.П. Квятковского и содержит информацию по основному разделу теории литературы — поэтике. Науке, которая изучает выразительные средства, жанры и формы поэзии и прозы.
В словарь помещены термины, относящиеся главным образом к теории поэзии и встречающиеся в курсе литературы средней школы.


Туристический портал Алтая Rambler's Top100 Рейтинг сайтов vMinske.by

[ Наверх ]